Skip to content
Главная | Автоюрист | Содержание и методика работы по развитию речи детей дошкольного возраста

Методика развития речи детей дошкольного возраста

У каждой свои цели, задачи, содержание. Методика развития речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. Язык - это система знаков, речь - язык в действии. Язык и усваивается, и непрерывно обновляется в его функционировании, т. Методика развития речи — это педагогическая дисциплина, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста.

Предметом изучения в методике является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого обогащения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Детская речь как научная дисциплина — онтолингвистика. История возникновения и развития отечественной и зарубежной онтолингвистики. Большое влияние на вопросы методики развития речи детей дошкольного возраста оказали научные исследования детской речи. Александрова освещаются результаты изучения речи детей раннего возраста до трех лет , статья В.

Благовещенского посвящена речевому развитию ребенка до семи лет. Речь детей дошкольного возраста исследуют и представители экспериментальной психологии и педагогики: Вахтерова в том, что он первым в России предпринял попытку дать на основе собственных многолетних наблюдений целостную картину развития речи ребенка с самого раннего возраста до двенадцати с половиной лет.

Он искал связи между использованием языковых средств и умственным развитием ребенка на определенном возрастном этапе. В изучении детской речи четко прослеживаются несколько направлений: Цейтлин ; психологическое направление, в рамках которого изучалась речь детей в широких обобщениях Л. Леушина ; лингвистическое направление, охватывающее изучение онтогегеза детской речи А.

Лисина ; исследования индивидуальных различий в показателях речевого развития как в личностном плане, так и в общих тенденциях В.

содержание и методика работы по развитию речи детей дошкольного возраста никогда узнает

С его именем связано развитие методики на новом качественном уровне. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи. Результаты этих исследований были отражены в новой типовой программе , под ред. Она построена на основе деятельностного подхода требования к речевым навыкам и умениям отражаются во всех разделах и главах программы.

Программа связывала РР с ознакомлением с окружающим, учитывала возрастные особенности детей, предполагала преемственность в содержании речевого воспитания в возрастных группах, перспективность на каждом этапе закладываются основы того, что будет развито е дальнейшем ; преемственность между детским садом и школой. На основе типовой программы были созданы программы воспитания и обучения в союзных республиках.

Удивительно, но факт! Кто и чему учит детей?

В ней сохранялись принципиальные подходы к развитию речи детей, содержание программных задач и последовательность их усложнения, учтена специфика культурно-национальных условий России. Сохиным методической теории включала психологические, психолингвистические, лингвистические и педагогические аспекты.

В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи. На основе разработки данных вопросов была составлена программа речевого развития детей , методического пособия для воспитателей, в которых прослеживается комплексный подход к речевому развитию и овладение речью как творческий процесс. Одновременно проводились исследования разных сторон речевого развития детей.

В настоящее время психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях классификация Ф. Результаты исследований изменили подходы к содержанию и формам обучения. Собственно речевые задачи отделяются от ознакомления с окружающим, вычленяются знания об элементах языковой действительности что обеспечивает лингвистическое развитие ребенка ; разрабатываются комплексные занятия где ведущая задача - обучение монологической речи ; интегративные занятия, объединяющие разные виды деятельности музыкальное, речевое, двигательное, изобразительное творчество.

Появляются и разрабатываются новые вариативные программы, среди которых наиболее признанными являются: Венгера - в ней определены направления речевой работы: Ушакова - углубляет, дополняет, уточняет типовую программу. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях. Таким образом, к настоящему времени методика развития речи представляет собой интегративную дисциплину, рассматривающую лингвистические, психофизиологические, психолингвистические и дидактические основы развития речи детей дошкольного возраста.

Основные концепции освоения речи Н. Общая периодизация речевого развития детей, ее соотношение с компонентами языковой способности. С учетом тесной морфологической и синтаксической системы языка выделяют 3 периода формирования грамматического строя речи.

Этот период включает в себя 2 этапа: Этап однословного предложения возраст от 1 года 3 мес. На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложений однословные предложения. В речи малыша лишь небольшое количество слов, которые используются для выражения его желаний потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет малыш, не имеют определенной грамматической формы.

Это аморфные слова-корни "би" - машина, поехали и т. В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения.

Главные вкладки

Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания, лепетные слова "ди" - иди, уходи, "мокко" - молоко, мокро. Всего должно насчитываться около 29 таких аморфных слов-корней. Из них названия лиц, предметов около , и глаголов "бух", "ди"… - Ребенок должен хорошо произносить ударные гласные а, о, у, и; согласные м, п, б, к, д, ть, сь, пь,х, ль. Стечение согласных малыш произносить еще не может. Часто воспроизводится один слог в слова ударный или два одинаковых слога "га-га", "ту-ту".

Этап предложений из нескольких слов-корней возраст от 1 года 8 мес. На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала 2, затем 3 слова, то есть в речи появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова, в высказывании связывая их только интонацией, общностью ситуации.

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

При этом слова используются в предложениях в одной и той же аморфной неизмененной форме. Существительные употребляются либо в именительном падеже единственного числа, либо в усеченной, искаженной форме. Глаголы представлены либо в неопределенной форме, либо в форме 2-го лица единственного числа повелительного наклонения "дай", "неси", "спать". Анализ детских высказываний этого этапа показывает, что дети улавливают из речи окружающих лишь общее содержание, общий смысл слова, выраженный в его лексической основе.

Формально-знаковые средства языка не дифференцируются, остаются вне сферы его восприятия. Например, при восприятии различных форм слов дом, домой, домом, дому ребенок воспринимает лишь общую часть этих слов дом. Количество аморфных слов-корней увеличивается до Часто в слове опускается начальный звук или конечный согласный. Появляется стечение согласных в середине некоторых слов: В трехсложных словах часто опускается один из слогов. Например, молоко - "мокко".

Этот период включает в себя 3 этапа: Этап формирования первых форм слов возраст от 1 года 10 мес. На этом этапе малыш начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова. Первыми грамматическими формами существительных являются: Например, кису, куклу; - иногда появляются формы родительного падежа с окончанием "- ы", окончание "- е" для обозначения места на столе - "толе". Первыми грамматическими признаками глаголов являются: К 2 годам появляются прилагательные, чаще в им.

содержание и методика работы по развитию речи детей дошкольного возраста Хилвара

Таким образом, в речи малыша начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: Но в речи еще имеется большое количество аграмматизмов. На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до слов. Объективным показателем правильного хода развития речи на этом этапе является появление к 2 годам первых фраз "Вот таи. При нормальном речевом развитии в возрасте 2 лет - 2 лет 2 мес. Этот период в норме длится всего несколько месяцев и в дальнейшем без специального обучения ребенок самостоятельно начинает усваивать нормативное употребление грамматических конструкций.

Наличие стойких аграмматизмов на протяжении следующих этапов развития являются важным показателем для своевременного определения общего недоразвития речи у 3-х летнего малыша. К двум годам появляются твердые согласные звуки "т", "д", "п". Все чаще стечение согласных замещается одним звуком. В трехсложных словах все еще опускается слог, чаще всего предударный "кусу" - укушу ; может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах. Этап использования флективной системы для выражения синтаксических связей слов возраст от 2 лет 1 мес.

Характерной чертой детской речи на этом этапе является стремление к унификации основных разных форм слова. Вначале отмечается однозначное соединения корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, беглости гласных, супплетивизма. Например, "молотокм", "человеки", "левы".

На этом этапе еще много грамматических неточностей. Одни флексии заменяются другими, но в пределах одного грамматического значения. Среди грамматических форм существительных усваиваются: Согласование прилагательных еще не усвоено. В речи наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательных с существительными.

В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных. Личные местоимения уже усвоены. В речи детей на этом этапе уже появляются некоторые семантически простые предлоги: Появляются твердые согласные звуки:


Читайте также:

  • Образец заявление о привлечении к уголовной ответственности в суд
  • Возражение на судебный приказ о взыскании алиментов на детей
  • Комиссия по трудовым спорам г. мурманска
  • Что выгодно. ипотека или рассрочка
  • Карты анализа музыкального занятий в доу по фгос
  • 2016-2018 | Юридическая помощь онлайн.